Статьи » Статьи » Психиатрия » Что такое самосознание?

Что такое самосознание?

Самосознание – одна из особенностей человека, которая отличает его от представителей животного мира и даёт полную оценку собственного нравственного облика. Психический феномен влияет на возникновение интересов, ценностей и поведенческих мотивов. Самосознание характерно не только индивидам, но и общностям, группам, народам и нациям.

Самосознание

Определение самосознания в психологии, философии и обществознании

{banner_banstat0}

Под самосознанием в психологии ученые подразумевают психологический феномен, способствующий сознанию человеком себя в роли субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность. Благодаря этому процессу, представления индивида о себе формируются в «образ-Я» – осознаваемую и рефлексивную, более фиксированную, часть личности.

В философских трудах под самосознанием человека понимают сознание самого себя либо же рефлексию сознания. Понятие употребляют как для обозначения акта рефлексии, так и для наименования результатов процесса. Воспринимают как одно из условий сохранения сознания во времени.

В обществознании индивидуальное самосознание личности может иметь несколько значений:

  1. Сознание индивидом своей деятельности, ощущений, чувств, мыслей и мотивов. Понимание собственных интересов и положения в обществе.
  2. Сознание индивидом себя как личности, которая обладает возможностью принимать решение и нести за них соответствующую ответственность.

Развитие самосознания

{banner_banstat1}

В. М. Бехтеров считал, что самое простое самосознание присутствует у ребенка даже в маленьком возрасте. В пользу этой теории ученый приводил в пример отчетливое представление младенцев о предметах.

Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн предполагали, что самосознание – это первая краткая стадия на пути движения и изменения сознания.

Возникает вследствие целого ряда факторов:

  • совершенствование речевого аппарата и изучение языка;
  • улучшение управления произвольными движениями;
  • рост самостоятельности;
  • изменения во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Развитие сознательности связывают с происходящими событиями в первое время после рождения ребенка. В этот период происходит распределение внутренних и внешних ощущений, что приводит к субъективному отделению младенца от матери. Заканчивается этап в пределах младенческого возраста. Осознание самостоятельности выражено повышенной подвижностью и самовыражением при помощи речи, которая окончательно формируется к 2-3 году жизни ребенка.

Структура

Доктор философских и кандидат психологических наук Л. Д. Столяренко определила, что самосознание человека включает в себя следующие компоненты:

  1. Осознание мотива собственного «Я».
  2. Осознание своих фактических и предполагаемых качеств.
  3. Познание и когнитивное самовыражение.
  4. Эмоциональное представление о себе.
Эмоциональное представление

Самосознание человека – это сложная система, которая имеют неоднородную структуру. Первоначально у индивида формируется представление о собственном «Я», как о действующем объекте. У него появляются фактические и предполагаемые качества. В мозге создаются две отдельные системы: «Реальное Я» и «Идеальное Я». Удается осознавать себя, как наблюдаемого другими объекта. Человек развивает эмоциональное собственное восприятие.

Стадии

{banner_banstat2}

Так как самосознание формируется на протяжении длительного периода времени, психологи выделяют несколько стадий его проявления. На каждой из них происходят определенные психические и психологические феномены, которые в дальнейшем влияют на становление личности, как индивида, отличающегося от остальных когнитивной составляющей и не только.

Ранний возраст

Уровни формирования самосознания в раннем возрасте:

  1. В 1 год происходит осознание образа тела. Это первый уровень развития самосознания, независящий от происхождения. Младенец перестает быть привязанным к собственной матери.
  2. Развиваются способности, позволяющие самостоятельно осуществлять те или иные действия с окружающими предметами и вещами.
  3. Процесс зарождения самосознания приходит на период от 1 до 3 лет ребенка. В 2 года он может начать узнавать себя в зеркале. Это свидетельствует о становлении малейшей формы самосознания.
  4. Начало использования собственного имени. В раннем возрасте ребенок должен понять, каким образом он может называть себя в третьем лице.
  5. Ближе к 3 году в лексиконе появляется слово «Я». Вместе с ним ребенок начинает осознавать себя хорошим и самым лучшим. Завышенная самооценка является нормой. Это обусловлено тем, что она носит эмоциональный характер, который вызван потребностью быть в безопасности. К тому же этому способствует сильная зависимость ребенка от взрослых людей, которые выступают в роли его защитников.
Ребёнок

Дошкольный возраст

{banner_banstat3}

Психические феномены дошкольников:

  1. Интеллектуальное и также личностное развитие приводит к началу формирования самосознания к концу дошкольного возраста ребенка. Первоначально он дает оценку действиям других людей. После этого обретает возможность анализировать собственное поведение, навыки и умения.
  2. Самооценка ребенка напрямую зависит от действий взрослых, которые его окружают – родителей и учителей, занимающихся воспитанием.
  3. Образ собственного «Я» формируется на основании как собственных знаний, обусловленных накопленным опытом, так и общения с другими людьми.
  4. Возникает способность ориентации в собственных эмоциональных состояниях. Ребенок обретает возможность объяснить, почему он плачет, смеется или сердится.
  5. К 6-7 годам возникает осознание себя во времени. Ребенок может помнить детские годы, понимать современность и представлять себя в дальнейшем.
Дети

У дошкольника возникают основные элементы самооценки.

Важно! Ребенок осознает свои качества и способности, что согласуются с требованиями взрослых. Суждения складываются весьма поверхностные и оптимистические – при описании себя ребенок, как правило, рассказывает о внешности.

Младший школьный возраст

{banner_banstat4}

В младшем школьном возрасте оценка самого себя, своих положительных и отрицательных качеств уже более соответствует реальности и становится дифференцированной. Это обусловлено умением различать физические и духовные качества. В период своего взросления, оценивает себя на основании сравнения с другими.

К концу младшего школьного возраста ребенок описывает себя на основании своего классического поведения.

Оценки в конце периода взросления постепенно становятся объективными и стабильными. Кроме чувств и реакций у ребенка, появляются еще и познавательные, интеллектуальные компоненты.

Подростковый возраст

В подростковом периоде возникают две основные формы самосознания. К ним относится чувство взрослости и «Я-концепция».  Появляется интерес к собственному внутреннему миру. В итоге это выливается в максимальное выявление самопознания – значительное его усложнение и углубление.

Самооценка подростка занижена, не хватает устойчивости. У некоторых детей в качестве механизма компенсации можно наблюдать совершенно противоположную картину: чрезмерно высокую самооценку.

Подросток

Социализация подросткового периода приводит к тому, что ребенок расширяет и углубляет связи с внешним миром: окружающими гражданскими лицами, группами и общностями в целом.

Функции самосознания

{banner_banstat5}

Советский психолог В. С. Мерлин определил такие функции самосознания:

  1. Получение информации о себе, как субъекте.
  2. Формирование эмоционального и ценностного отношения к себе.
  3. Регуляция собственного поведения.

Самосознания играет одну из важных ролей в осуществлении процесса формирования личностных качеств.

Роль самосознания

Основная роль самосознания – достижение согласованности личности. Это способствует сравнению самого себя в разные периоды времени.

Самосознание влияет на характер и особенности трактовки полученного опыта. Психологический механизм — источник собственных поведенческих реакций и ожиданий, возникающих по отношению к себе.

Расстройства самосознания

Любые психические расстройства нарушают самосознание человека, а лишь потом – его предметное сознание.

Психическое расстройство

К наиболее распространенным проблемам такого плана относятся заболевания:

  1. Деперсонализация. Психологический кризис характеризуется утратой человеком своего «Я». Вследствие этого индивид теряет суть всего происходящего. В его психике собственные действия воспринимаются, как чужие.
  2. Расщепление ядра личности. Как правило, оно раздваивается. В результате человек ощущает в голове сразу несколько начал, которые конфликтуют между собой. Первые признаки заболевания становятся заметными после значительных эмоциональных переживаний.
  3. Нарушение телесной идентификации. В таком случае части тела человека могут восприниматься им, как нечто отдельное – то, чем он не может управлять.
  4. Дереализация. Она представляет собой крайнюю форму нарушения самосознания. Человек теряет чувство реальности как своего бытия, так и окружающего мира в целом.

Диагностикой и лечением нарушений самосознания занимаются профессиональные врачи-психиатры.

Наличие самосознания у человека порождает одну из главных функций – защитную. Она подразумевает потребность обезопасить себя от возможных угроз со стороны народа, нивелировав неблагоприятное влияние других. Самосознание индивида способствует возможности реализации человека. Групповое и этническое самосознание влияет на развитие культуры, общих приоритетов и стремлений. Оно играет роль регулятора социального поведения, способствуя возникновению волевой формы.

Самосознание – основа формирования личности, напрямую связанная с самосовершенствованием. Совокупность психических процессов, благодаря которым субъект деятельность осознает себя. Это выражается в особенностях человека, а также его общении и коммуникации с другими.

Добавить комментарий

  • Или водите через социальные сети
  • Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Последние комментарии